Технология портфолио
В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДУУ).
Термин портфолио (от англ. portfolio), заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов. Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, «…показать все, на что ты способен».
Виды портфолио
Портфолио могут быть самыми разнообразными. По своей принадлежности они подразделяются:
- на портфолио дошкольника;
- педагога;
- детского сада;
- любого коллектива.
По направленности портфолио выделяют:
- портфолио-собственность (подбор материалов для себя);
- портфолио-отчет (подбор материалов в соответствии с планом, по запросу и др.)
В зависимости от цели портфолио подразделяются:
- на аттестационные (отражают достижения педагога, ДОУ за межаттестационный период);
- накопительные (содержат информацию о результатах деятельности ребенка, педагога, дошкольного учреждения);
- тематические (отражают опыт деятельности ребенка, педагога, коллектива по определенной теме);
- проблемные (содержат информацию по актуальным для педагога вопросам).
По оформлению портфолио бывают печатными; электронными; в виде раскраски, по времени создания (в зависимости от цели, вида и необходимости): краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными.
Структура портфолио определяется в соответствии с его видом и целью. Основу каждого из них составляет несколько разделов. Первый – портрет – предусматривает представление себя или коллектива. Во втором разделе собираются материалы по освещаемой теме, например, тексты, рисунки, графики, фотографии, накопленная информация и др. В последнем разделе размещаются так называемые достижения. Это могут быть отзывы педагогов, детей, родителей об удачных мероприятиях, грамоты, сертификаты и другие материалы, демонстрирующие прогресс в данной области.
Воспитателями создаются самые разнообразные Портфолио группы, в которых отражается насыщенная, полная ярких красок жизнь целой группы.
Интересной работой стало создание Портфолио воспитателя,где воспитатели и специалисты детского сада смогли отобразить свои достижения и успехи за время работы в детском саду.
Завершающим и обобщающим этапом стало создание портфолио ДОУ №83